Темы по психологии можно брать из следующего оглавления (Кроль В.М. "Психология и педагогика")
Предисловие................................... 3 ВВЕДЕНИЕ. Цель и сущность предмета. Взаимодействие психологии и педагогики 5
ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЯ
Раздел I. Восприятие и узнавание..................... 12 Глава I. Основной феномен узнавания: мир из хаоса.............. 12 Глава 2. Что ощущает человек, впервые увидевший мир в 52 года....... 14 Глава 3. Восприятие — бессознательное умозаключение............ 18 Глава 4. Подходы к изучению зрения слепорожденных. Эксперименты с животными 19 Глава 5. Может ли взрослый человек увидеть «все заново»?.......... 21 Глава 6. Увидеть — значит понять....................... 24 6.1. Теща или жена.......................... 24 6.2. Неоднозначная геометрия.................... 26 6.3. «Ваза или два профиля?».................... 28 Глава 7. Картины................................ 30 Глава 8. Невозможные фигуры......................... 34 Темы и вопросы для семинаров и самопроверки............
Р а з д е л 2. Мышление............................ 37 Глава I. Основные подходы к формулированию понятия мышления...... 37 Глава 2. Зачаточные формы обучения и интеллектуально-приспособительной деятельности животных.......................... 39 2.1. Условно-рефлекторное поведение................ 39 2.2. Механизмы образования ассоциативных связей......... 42 2.3. Инстинктивное поведение и обучение.............. 46 а) Обучение у одноклеточных организмов............. 46 б) Пластичность инстинктивного поведения насекомых..... 47 в) Ограниченность обучения, ритуалы и суеверия......... 53 Глава 3. Элементы решения проблемных задач в экспериментах с животными . 56 3.1. Перебор действий........................ 56 3.2. Перебор символов действий. «Ага-реакция»........... 58 Глава 4. Моделирование процессов мышления и творчества.......... 61 4.1. Виды мышления......................... 61 4.2. Основные операции и процедуры мышления........... 63 4.3. Модели механизмов мыслительных процессов.......... 64 4.4. Семантические сети....................... 71 4.5. Построение, анализ и оценки мысленных планов деятельности . 7 Глава 5. Язык и мышление........................... 77 5.1. Синтаксис и грамматика. Продукции............... 77 5.2. Поверхностные и глубинные структуры языка........... 80 5.3. Языковые характеристики высших животных........... 83 Глава 6. Особенности творческого мышления.................. 85 6.1. Фазы творческого процесса.................... 85 6.2. Характерные особенности творческого процесса......... 87 Темы и вопросы для семинаров и самопроверки............ 95
Р а з д е л 3. Психология человеческой личности............... 96 Глава 1. Понятие личности и структура личности................ 96 Глава 2. Интеллектуальные и творческие способности............. 98 Глава 3. Тестирование интеллектуальных способностей............ 101 Глава 4. Тестирование творческих способностей................ 104 Глава 5. Вопросы теории выявления и измерения способностей........ 106 Глава 6. Использование методов факторного анализа и многомерного шкалирования для выявления базисных способностей.............. 108 Глава 7. Тестирование личности........................ 115 Глава 8. Характер................................ 118 Глава 9. Темперамент.............................. 121 Глава 10. Пример практического самоопределения своего типа характера .... 124 Глава 11. Психофизиологические корреляты личностных факторов....... 129 Темы и вопросы для семинаров и самопроверки............ 131 Глава 12. Мотивации............................... 132 12.1. Мотивации как система целеполагания.............. 132 12.2. Типы мотиваций......................... 134 12.3. Новые мотивации, планирование деятельности и корни духовных ценностей............................ 137 Глава 13. Эмоции................................ 141 13.1. Эмоции как механизм регуляции мотивационной деятельности . 141 13.2. Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения. . 146 13.3. Эмоции и язык социально значимых жестов и поз........ 149 13.4. Роль полушарий мозга в осуществлении различных сторон эмоционального поведения....................... 151 Глава 14. Основные чувства человека......•................ 153 14.1. Дружба и любовь........................ 157 14.2. Межличностное общение и истоки чувств............ 163 Глава 15. Волевое поведение........................... 170 Глава 16. Настроения, стрессы, аффекты..................... Глава 17. Личностные факторы и психоанализ.................. 177 Глава 18. Переключение энергии и механизмы сублимации: церемонии, ритуалы, истоки культурных традиций...................... 180 Глава 19. Неврозы как следствия дефектов функции защиты........... 184 Глава 20. Нервные механизмы мотиваций и эмоций............... 186 Глава 21. Нервные механизмы стрессов и аффектов............... 190 Темы и вопросы для семинаров и самопроверки............ 192
Ч А С Т Ь II. ПЕДАГОГИКА
Р а зд ел 1. Общие основы педагогики.................... 196 Глава 1. Педагогика: предмет и его место в системе современного антропологиче- ского знания Глава 2. Педагогика как одна из древнейших наук: основные этапы развития. . 202 Глава 3. Отражение педагогических принципов в структуре системы современного образования..............................207 Глава 4. Теоретические основы специфики обучения учащихся разных возрастов 213 Глава 5. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности...............................• . 216 Темы и вопросы для семинаров и самопроверки............216
Раздел 2. Дидактика............................ 223 Глава1. Общее понятие о дидактике, ее предмет и задачи........... 223 Глава 2. Развитие системы дидактических принципов............. 224 Глава 3. Основные задачи и направления современной дидактики....... 228 Глава 4. Комплексная система принципов современной дидактики....... 234 Глава 5. Развитие способов и методов обучения................ 239 Глава 6. Проблема классификации -методов обучения.............. 242 I'лава 7. Формы организации современного школьного обучения........ 244 Темы и вопросы для семинаров и самопроверки............ 246
Р а з д е л 3. Современные методы, среды и системы обучения........ 247 Глава I. Дидактические основы современных технологий и методов обучения . 247 Глава 2. Педагогические технологии общения................. 251 Глава 3. Индивидуальный диалог — фундаментальная проблема обучения . . . 255 Глава 4. Дидактические игры.......................... .257 Глава 5. Эвристическая методы в педагогике и обучении............ 262 Глава 6. Методы и средства проблемного обучения. Системы дополнительного образования ............................... 267 Глава 7. Методы программированного обучения................ 270 Темы и вопросы для семинаров и самопроверки............ 271
Р а з д е л 4. Компьютерные методы в системе образования.........273 Глава 1. Автоматизированные обучающие системы...............273 Глава 2. Проблемы использования современных компьютерных технологий . . 275
Глава 3. Проблема человеко-компьютерного интерфейса в автоматизированных обучающих системах..........................277 Глава 4. Проблемы обучения в гипертекстовой среде..............284 Глава 5. Концепция развития системы педагогического и психологического обеспечения автоматизированных обучающих систем............289 Темы и вопросы для семинаров и самопроверки............292 Р а зд е л 5. Воспитание...........................293 Глава I. Теоретические вопросы воспитания: эволюция взглядов........293 Глава 2. Основы теории возрастного развития личности. Адекватность процессов развития, воспитания и обучения....................296 Глава 3. Основы теории воспитания......................300 Пава 4. Взаимоотношения теории воспитания и родственных областей науки . 303 Глава 5. Системы и методы воспитания.....................306 Глава 6. Специфика развивающего воспитания в условиях современного информационного общества...........................310 Темы и вопросы для семинаров и самопроверки............314
Сенксы ASPMaster и JeromeMorrow
|